На миг представь себя ты среди них,
Средь тех, кто вырывал окопы.
Кто слышал, что свист пуль ещё не стих,
А руки в кровь… И шли солдатов роты.
А в тех строях шли милые такие,
Отцы, родные, братья, сыновья…
И прикрывали грудью всю Россию.
Отечество обороняя для тебя!
В задании этого конкурса требуется лишь история человека, прошедшего через войну на фронте Великой Отечественной войны или в её тылу. Я хочу написать предысторию о мирной жизни до войны. Чего успел добиться и какое счастье успел пережить мой герой.
***
У каждого человека в жизни своя война, ценой которой может быть один миг или вся жизнь. «Я помню чудное мгновенье...» И у каждого человека оно свое. Таким мгновением стала жизнь. Это поняли миллионы человек прошедшие через войну, но не каждый из них успел донести это до нас. С каждым годом для меня ценнее и понятнее становиться цена победы нашего народа в Великой отечественной войне. Читая воспоминания моего прадеда, отпечатанные на старенькой печатной машинке, проникаюсь большим пониманием и сочувствием. Очень жаль, что я не успела его расспросить обо всей его жизни, так как ни за что не поверю, что она смогла целиком уместиться на 30 печатных листах.
Мой прадед прошёл три сложнейших войны: на фронте, сохраняя Родину, в тылу, сохраняя дееспособность земель и в семье, охраняя свой очаг. И я склоняю свою голову перед мужеством этого человека.
Пётр воспитывался в семье, состоящей из матери, старшего и двух младших братьев. Жил скудно, часто в качестве завтрака, обеда и ужина имели галушки, а проще рваное тесто, сваренное в воде, а иногда и затируху.
Самые трудные и голодные годы он прожил в детских домах и только в возрасте 14 лет в 1925 году вышел из детского дома №1 ГОРОНО. Живя на иждивении матери (была пенсия за умершего отца) 1925-1929 г.г. учился и, закончив семилетку, вынужден был идти работать. Исполнилось 18 лет, пенсию, естественно, прекратили выплачивать.
Жизнь и работа делилась между беспрерывными командировками по хозполиткомпаниям и мероприятиям в райкоме, а, впоследствии, и в райисполкоме. В деревнях (Ахметлей, Большой Татарский Сайман и некоторые др.) ещё действовали банды.
Осенью 1933 г., получив благодарность райисполкома за активную и инициативную работу по улучшению сельских советов района выбыл для прохождения военной службы. Пройдя первоначальное воинское обучение в Пензенском пехотном полку, был направлен в Кузнецкий военкомат, где совмещал обязанности рядового и замполита команды. Там Пётр дослужил до февраля 1935г. Там же он впервые научился водить машину.
В феврале 1935 года демобилизовался, не дослужив положенных 2 лет по причине каких-то штатных передвижений и, вернувшись в Оренбург, занялся завершением среднего образования. Имея более чем 5-летний пробел в обучении, пришёл с просьбой к заведующему подготовками к поступлению в ВУЗ тов.Бардину и он с понимание отнёсся к стремлению молодого парня к знаниям. Прадед готовился упорно, не спал сутками и успехи не заставили себя ждать. Товарищи помогали ему и вскоре Пётр смог совмещать курсы по подготовке в ВУЗ с курсами вождения. И там вскоре он добился успеха и смог получать стипендию, как успевающий курсант. Ко времени завершения учёбы на обоих курсах Петра по линии комсомола стали направлять на всесоюзную стройку Орского паровозостроительного завода. Спасла прадеда справка о приёме на 1 курс планового института, но вместе с этой справкой он попрощался с мечтой о поступлении в автодорожный институт.
И на новом месте учёба пошла в гору. Он даже получил звание «ударника», за которые были привилегиями дополнительные продукты. Весной 1936 г. оказался совершенно случайно в сборной института на Всесоюзную спартакиаду плановых институтов Госплана СССР. Диета спортсмена, поездки. Новые впечатления, знакомые и успехи в спорте.
1936 год – год встречи с Верой Будаевой в Оренбурге после приезда из Москвы. Пляж, Урал и, наконец, их женитьба уже в Куйбышеве. На следующий год в молодой семье родился первенец – Анатолий. Счастью в семье не было предела. Родители Веры любили своего первого внука до самозабвения. В этом же году Пётр стал участником всесоюзных соревнований, выступал по 2 разряду. Стал чемпионом Средневолжского края. Потом и победа в Ленинградском первенстве, опередив воронежцев всего на 0,5 очка!
Спорт давал одежду, дополнительную еду, оплату проездов, помогал выжить и выучиться.
В июле 1939 года закончил учёбу в институте, получил диплом и назначение на работу в Оренбургский облплан. Всего 6 месяцев он успел проработать на должности экономиста сектора транспорта и связи. Петра призвали в действующую армию на финский фронт. В составе батальона, сформированного в Оренбурге прибыл в 44 с/д 9-й действующей армии на Ухтинское направление. Дивизия действовала в центре укрепрайона белофиннов. В звании помкомвзвода (старший сержант – позже) был некоторое время командиром отдела разведки артиллеристской батареи, а затем назначен чертёжником старшим штаба артиллерии дивизии, т.к. штатный, вернее кадровый погиб.
В историографии неоднократно отмечалось, что Великая Отечественная война оказалась столь страшной и катастрофичной потому, что была войной непривычной, которая велась по новым, неизвестным правилам. Для каждого воюющего человека должен существовать образ врага, пусть кем-то навязанный, утрированный, не имеющий ничего общего с реальностью. Мне кажется, что для моего прадеда это была стена, которая разлучает его с любимыми и, словно назойливая муха, мешает счастью большой семьи под названием Родина.
28 июня 1941 года был в третий раз призван в РККА, направлен в Оренбургское зенитно-артиллерийское училище и, по окончании его, в марте 1942 года в звании лейтенанта в составе первого военного выпуска выехал на Московский фронт. В зенитно-артиллеристском подразделении в должности командира взвода управления начал службу на Отечественной войне 1941-1945 г.г. (в начале апреля). Дивизия дислоцировалась на внешнем кольце ПВО г. Москвы. В большей части зенитные батареи в 1942-1943 г.г. вели заградительный огонь и в ночное время, т.к. в дневные часы полёты немецкой авиации носили одиночный характер на предельных высотах. Летали, главным образом, разведчики. Однако были случаи атак батарей с пикирования, особенно в дни с прерывистой облачностью. ПВО проводилась силами авиации, зенитных батарей и прожекторных частей.
Из записей прадеда:
«Мне приходилось командовать разведкой и связью (радио и телефон) дивизиона. В конце войны мы получили в своё распоряжение радарные установки (СОН – станции орудийной наводки) на машинах. Но развёрнута была в дивизионе только одна в одном из полков. Необходимость в наших СОН практически уже отпала: шёл 1945 год.
Очень трудным был 1942 год. Первоначально контрольный пункт дивизиона расположился в с.Акулово на Можайском шоссе. Наблюдательный пункт дивизиона был на подловке дома. Для меня и разведчика был вырезан квадрат на крыше дома, где мы находились во время боевых действий. Позже вкопались в землю всем штабом дивизиона. Батареи располагались в 1-2 км. от штаба. Питание было скудным. Помню, несколько месяцев варилось гороховое пюре, есть которое приходилось только залпом, т.е. остудив до тёплого состояния и в жидком виде без отрыва пьёшь. Развивался авитаминоз и куриная слепота. Пришлось организовывать сбор крапивы, как средства витаминизации. Для взвода управления главным и довольно трудным было поддерживать связь с НП, выдвинутом на 15 км и особенно во время налётов вражеской авиации. Спали мы урывками по 2-3 часа в сутки, а иногда, и того хуже, без сна по несколько суток подряд.
Кроме защиты от нападений с воздуха зенитные батареи по очереди выезжали на передовую для борьбы с танками противника. Не все батареи возвращались в полном составе, так как многие попадали под огонь танковых пушек.
В 1943-1944 г.г. часть мужчин-солдат и сержантов была заменена девушками. Мы очень много занимались их обучением по овладению оружием и, особенно, техникой связи и служебной дисциплиной ».
Перед его глазами умирали друзья детства, новобранцы, сослуживцы, на его глазах происходили смерти на поле боя, в госпиталях и просто от голода. Пётр уже мог воспринимать смерть, как данность, а от невыносимого сожаления и скорби можно было сойти с ума. Он держался и вся команда сохраняла боевой дух в непоколебимости.
Одна батарея МЗА (малокалиберных 45мм американских зенитных пушек) была выдвинута в Вязьму на оборону станции. Петру приходилось систематически выезжать туда. От города осталось одно кирпичное здание типа складского на станции. Город представлял собой землянки.
Демобилизовался в феврале 1946 г. по приказу об отпуске из армии специалистов народного хозяйства. От предложения остаться на жительство и работу в Подмосковье отказались. Отказались, т.к. с 1945 г. Вера с Анатолием жили с прадедом в п. Яскино (ст. Одинцово), а во время ликвидации (расформирования) дивизии – в помещении санатория вблизи ст. Жаворонки.
Однако, когда войны кончаются, жизнь, как свидетельствует история, не возвращается в прежнее русло. Мир после войны никогда не будет прежним. Для многих его не стало вообще.
В 1955 году страну настиг продовольственный голод. Не хватало продуктов, особенно хлеба и люди ночами стояли в очередях за буханкой серого хлеба. В стране было принято решение провести подъём целинных земель. И снова первых рядах бойцов трудового фронта мой прадед. В 1957 г. был награждён орденом «Трудовое Красное Знамя», медалью «За освоение целинных земель» и малой медалью ВСХВ. Итак, к военным наградам ( Ордену Отечественной войны и т.д.) прибавились медали за трудовой подвиг.
Меня поразило, насколько мало в дневнике жизни моего прадеда уделено места войне. Наверное, он не хотел запоминать и напоминать своим потомкам о ужасах и страданиях, через которые ему «посчастливилось» пройти. Зато после войны в его жизни произошло немало приятных событий: повышение по работе, рождение двух прекрасных мальчишек, появление на свет своих внуков и правнуков.
В День Победы мы воспеваем славу беспримерному подвигу нашего народа.
Поём гимн беспримерному героизму, храбрости, бесстрашию, самоотверженности советских людей, которые всё отдали для победы: труд, кровь, а двадцать миллионов из них – жизнь.
День Победы – это и день скорби, день памяти об этих двадцати миллионах, погибших на фронте, в концентрационных лагерях, на временно оккупированной фашистами территории.
День Победы – это суровый урок и грозное предупреждение тем чёрным силам, которые вынашивают идею о новой войне, которая грозит гибелью человечеству.
События второй мировой войны всё более отдаляются во времени. Однако миллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами и уроками.